8 800 500 9 777      8 900 003 0 009

Виды газовых баллонов ГБО

Газообразное топливо для автомобильного транспорта представляет собой углеводородное сырье в сжатом или в сжиженном состоянии. В зависимости от характера энергоемких веществ их помещают в различные виды газовых баллонов, которые могут иметь цилиндрическую или тороидальную, похожую на запасное колесо, форму. Сжатый природный газ закачивают под давлением в цилиндрические емкости. Сжиженное топливо из пропана могут помещать в баллоны обеих форм. Несмотря на растущую популярность тороидальных баллонов, по-прежнему стабильно пользуются спросом цилиндрические баллоны гбо из разных материалов.

Стальные баллоны

Для обеих углеводородных субстанций применяются стальные баллоны ГБО. Эксплуатационные характеристики, технология изготовления изделий отличаются, что объяснимо разницей показателей давления и свойств топлива.

Для сжиженного газа

Согласно ГОСТу 55085-2012 для сжиженных углеводородов в газообразном состоянии, применяемых как топливо для автомобилей, используются сварные цилиндрические сосуды без арматуры. Они рассчитаны на величину рабочего давления, достигающую 1,6 Мпа; могут эксплуатироваться в диапазоне температур от -40 до +45 °С. Возможность разрушения допускается при давлении, превышающем 3,84 МПа, при этом процесс не должен сопровождаться образованием осколков. Все основные детали: днище, обечайка, подкладные кольца делают из углеродистых или низколегированных стальных сплавов, марки которых оговорены в стандарте. При сварке выполняется обязательное глубокое протравление стыковых швов, допустимое смещение кромок строго регламентируется. В шовных соединениях не могут присутствовать никакие дефекты. Они должны строго соответствовать по форме и размерам показателям, указанным в нормативной документации.

Для сжатого газа

Автомобильные баллоны для природного газа производятся из различных материалов, и должны соответствовать ГОСТу Р 51753-2001. Они рассчитаны на рабочее давление, достигающее 40 Мпа, могут эксплуатироваться в температурном интервале от -45 до +65 °С. Стальная продукция для сжатого метана делается по бесшовной технологии с помощью вытяжки и штамповки расплавленного металла. В результате технологических процедур толщина стенки может уменьшаться не более, чем на 10 % от первоначальной величины. Такие баллоны из стали согласно ГОСТу относятся к первому типу.

Стальные баллоны для сжатого природного метана толще, тяжелее и дороже цилиндрических емкостей, предназначенных для сжиженного сырья. Большое количество автомобилистов по-прежнему считает их самыми надежными.

Металлопластиковые баллоны ГБО

Природный метан может быть закачен в баллоны, сделанные из герметичной внутренней части (лейнера) и наружного композиционного слоя на цилиндрической поверхности. Лейнер из конструкционной, легированной стали выполняет армирующую функцию, что обеспечивает надежность замкнутой емкости. Металлический каркас оплетен стеклонитями, на которых нанесены эпоксидные смолы. Глубокая пропитка волокон обеспечивает прочное сцепление полимерных компонентов с основой. Согласно стандарту ГОСТ Р 51753-2001, металлопластиковые баллоны относятся ко второму типу. Они легче стальных аналогов, также хорошо выдерживают широкий диапазон температур.

Металлокомпозитные баллоны ГБО

Для сжатого газообразного автомобильного топлива также используются металлокомпозитные баллоны. В соответствии со стандартом они относятся к третьему типу продукции, сделаны из металлической армирующей внутренней части, которая, в отличие от изделий второго типа, полностью покрыта композитом. Технология производства включает в себя пропитку металлического лейнера связующей массой. После закрепления композита заготовка подвергается термообработке, в процессе которой происходит полимеризация наружного слоя.

Композитные баллоны ГБО

Согласно ГОСТу к четвертому типу продукции относятся композитные баллоны. Лейнер у таких изделий сделан из неметаллических материалов. Сверху на всю поверхность арматуры нанесен композит, который полимеризуется при нагревании в процессе производства. В качестве арматурной основы могут использоваться следующие волокна:

  • арамидные
  • стеклянные
  • углеродные

В некоторых баллонах содержатся нити из гибридных материалов, состоящих из нескольких видов указанных волокон. Неметаллическая основа выдерживает понижение температуры до -50 °С. Композитные баллоны по понятным причинам имеют самый легкий вес, большую стоимость и удобство монтажа в автомобиль.

Вопросы при выборе

Приобретение тороидального баллона кажется заманчивым многим автовладельцам. Им нравится возможность компактного размещения емкости в багажнике или с наружной стороны машины. Не стоит забывать при этом, что средний объем тороидального баллона меньше, чем цилиндрический, а заполнять его можно только на 80 % от номинальной величины. Значит – заправляться придется значительно чаще. Если учесть дополнительные сложности с размещением запасного колеса, то многие автомобилисты склоняются к выбору привычных цилиндрических баллонов.

В продаже имеется большой ассортимент традиционных баллонов с наружным диаметром от 200 до 450 мм, объемом от 10 до 230 л. Максимальным спросом пользуются сосуды с объемом от 40 до 90 л, которые устанавливаются на автомобилях с помощью специальных креплений.

Важный фактор, влияющий на выбор - это стоимость. В зависимости от объема цилиндрический баллон может стоить:

  • первого типа – около 300 руб. за каждый литр сосуда
  • второго типа – 330
  • третьего – 360
  • четвертого – до 1000 руб. за литр

Ориентировочные цифры приведены с учетом стоимости запорной арматуры и комплекта всех креплений.